Административные, территориальные и демографические показатели.

Таблица 1

Регион Территория, тыс. Численность населения, тыс. чел. на 2016 г Центры и крупные города
РФ (с Крымским ФО) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург
Приволжский федеральный округ 1818,5 Нижний Новгород Самара Казань Уфа Саратов Перьм Пенза Ульяновск Кудымкар Йошкара-Ола Саранск Киров
Пермский край 160,2
Пермь Березники Соликамск Чайковский Лысьва
Республика Башкортостан 194,3 Уфа Стерлитамак Нефтекамск Белорецк Октябрьский
Республика Татарстан 71,5 Казань Набережные Челны Нижнекамск
Саратовская область 100 ,2 Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, Вольск
Самарская область 141,1 Самара Тольятти Сызрань Жигулёвск
Нижегородская область 534,8 Навашино Нижний Новгород Павлово Первомайск

Динамика естественного движения населения.

Таблица 2

Регион Численность населения тыс. чел.
2005г 2010г 2016г
Российская Федерация
Приволжский федеральный округ
Саратовская область
Самарская область
Нижегородская область
Республика Татарстан
Республика Башкортостан
Пермский край

Динамика демографических показателей Саратовской области

Таблица 3

Показатель 2005г 2010г 2016г
Российская Федерация Численность всего населения
-городское 104848,8 105434,4 106076,8
-сельское 38387,2 37430,6 37270,2
-их соотношение, % 73,2/26,8 73,8/26,2 74/26
-плотность сельского населения 2,25 2,2 2,18
Приволжский ФО Численность населения, всего 12234,2
-городское 9669,6
-сельское 2417,4 2361,2
-их соотношение, % 79,6/20,4 80,0/20,0 80,7/19,3
-плотность сельского населения 1,4 1,3 1,3
Саратовская область Численность населения, всего
-городское 820,7 812,5
-сельское 488,3 530,5 284,7
-их соотношение, % 62,7/37,3 60,5/39,5 79,8/20,2
-плотность сельского населения 3,05 3,3 1,8

Оценка распределения населения:

Чтобы дать оценку распределению населения, обратимся к наглядным данным таблицы «Динамика демографических показателей Саратовской области». В период с 2005 по 2016 г. мы можем наблюдать значительное понижение показателей численности сельского населения. Городское население почти в два раза преобладает над сельским.

Так же можно сказать, что в период с 2005г по 2010г численность всего населения снизилась как во всей России и по Приволжскому ФО , так и в Саратовской области. Но с 2010г по 2016г значительно увеличилась по всем вышесказанным территориям.



1.2 Характеристика дорожной сети Саратовской области:

На территории Саратовской области проложено 2326 км железных дорог.

Из них большая часть принадлежит Приволжской железной дороге (Саратовское отделение) и меньшая, на западе области, — Юго-Восточной дороге (Ртищевское отделение).

Пересекающую область с севера на юг реку Волга дорога преодолевает в двух местах: по железнодорожному мосту у Саратова (построен в 1935 году) и по плотине Саратовской ГЭС вблизи города Балаково (движение открыто в 1967 году).

На территории области сохранилась и действует одна узкоколейная железная дорога — Узкоколейная железная дорога Красноармейского керамического завода.

Характеристика транспортных путей региона.

Таблица 4

Регион Ж/д, тыс. км (2013 г) Речные пути, тыс.км Автомо-бильные дороги, тыс.км (на 2013 г, общего пользования с твердым покрытием) Площадь территории региона, тыс. кв км Густота ж-д. путей, км\10000 кв.км Густота речных путей, км\1000 кв.км Густота авто-дорог, км\1000 кв.км (2013 г)
Приволжский ФО 2,2 13,007 69,134 1818,5
Саратовская область 0,883 0,465 16,800 160,2
Самарская область 3,523 1,046 22,649 194,3
Нижегородская область 0,746 0,955 9,204 71,5
Республика Татарстан 0,346 5,195 7,105 314,4
Республика Башкортостан 0,751 1,474 13,613 141,1
Пермский край 1,084 6,281 5,535 534,8
Россия 87,01 101,6 754,2 17098,2 303,5 33,4

Внешнеторговая деятельность Саратовской области

Торговыми партнерами Саратовской области в 2006 году являлись более 80 стран.Объем внешней торговли области в 2006 году составил 2246,7 млн. долларов США, в том числе: экспорт - 1901 млн. долларов, импорт - 345,7 млн. долларов. Доля экспорта в товарообороте составила 84,6%, импорта - 15,4%. Положительное внешнеторговое сальдо области составило 1555,3 млн. долларов.



1.3 Оценка развития транспортной системы:

Железнодорожный транспорт

Роль железнодорожного транспорта в России трудно переоценить, ведь он является одним из крупнейших в мире, благодаря чему обеспечивается 25 % мирового грузооборота, и около 15% мирового пассажирооборота.

В России железнодорожный транспорт – отрасль экономики, без которой не возможна бесперебойная работа всех экономических секторов. Для того чтобы более детально разобраться, какую роль играет эта транспортная система нужно рассмотреть более детально ее сегменты:

А именно, в результате реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности перевозок, удалось улучшить и основные качества показателей работы железнодорожного транспорта. Так за последние годы в стране:

Все районы и области России связываются воедино железными дорогами, тем самым обеспечивая потребности в перевозках не только население, но и промышленность, сельское хозяйство. Все вида транспорта дополняют друг друга и составляют единую транспортную систему.

Транспортировка продукции имеет свои единицы измерения:

тонно-километры (грузооборот)

тонны (число груза)

пассажиро-километры (пассажирооборот)

пассажиры (число пассажиров)

Ведущую роль в области играет железнодорожный транспорт. Уступая автомобильному по количеству перевозимых грузов, он превосходит его по размеру грузооборота. Особенно велика роль железнодорожного транспорта во внешних связях области.

По железным дорогам области перевозятся преимущественно массовые грузы: нефть и нефтепродукты, зерно и мука, черные металлы и металлолом, химические и минеральные удобрения, цемент.

Общая длина магистральных линий составляет около 2326 км. Железная дорога в области имеет три отделения: Саратовское и Ершовское, входящие в состав Приволжской железной дороги, Ртищевское — Юго-Восточной. Железные дороги обслуживают почти все города и районные центры Саратовской области.

Основу железнодорожной сети Саратовской области составляют три основных направления — Ртищево — Саратов — Озинки — с дальнейшим продолжением в западном направлении на Мичуринск и Москву, в восточном направлении — на Уральск и Илецк. И “по меридианам” — Балашов — Ртищево и Сенная — Карамыш. От станции Аткарск идут две ветки: одна — через Петровок до Вольска, другая — через Лысые Горы до Калининска.

Через станцию Урбах проходит железная дорога до Астрахани, от которой в Красном Куте отходит ветка из Новоузенска до Александрова Гая.

Через Саратов проходит железная дорога с необычной судьбой Волгоград - Казань. Дело в том, что она была построена из рельсов и других материалов, предназначавшихся для первого БАМа, спроектированного и начавшегося строиться еще до Великой Отечественной войны. Но когда немецкие войска подошли к Волге, назрела необходимость строительства железной дороги в районе Сталинграда. В 1942 г. из привезенных с востока рельсов была построена эта железная дорога, получившая название “Волжская рокада”. Рокадой ее назвали потому, что в военной терминологии так обозначались дороги, идущие вдоль линии фронта.

Большую роль играют железнодорожный мост через Волгу южнее Саратова и линия Балаково — Цементная, проходящая через плотину Саратовской ГЭС. Ветка Пугачев — Погромное связала нашу область с Оренбургской. Крупные железнодорожные узлы в области это: Саратов, Ртищево, Балашов, Ершов, Сенная, Аткарск, Анисовка и др. Пригородные электрички тоже привычный у нас вид транспорта.

Автомобильный транспорт:

Этот вид сухопутного транспорта получил в Саратовской области широкое развитие. Сеть автодорог области составляют дороги республиканского, областного и местного значения, общей протяженностью около 10 тыс. км.

Саратовская область имеет развитые связи по поставкам продукции фондообразующих отраслей АПК. Большинство видов сельскохозяйственных машин и механизмов она получает из других областей за счёт автомобильного транспорта.

К числу дорог республиканского значения относятся дороги Саратов — Балашов — Воронеж; Саратов — Пенза; Самара — Энгельс — Волгоград и др. 9143 км приходится на автомобильные дороги с твердым покрытием. Автомобильные дороги как в Правобережье, так и в Левобережье расходятся лучами от Саратова и Энгельса, соединенных друг с другом одним из крупнейших в Европе автомобильных мостов. Его длина — почти 3 км.

В настоящее время ведется строительство еще одного автомобильного моста, который пересечет Волгу севернее Саратова в районе села Пристанного. Большинство грузов в пределах области доставляется автомобильным транспортом, значительно превосходящим по грузообороту железнодорожный (381 176,4 тыс. тонно-километров против 36 057,0 тыс. тонно-километров).

Автобусное сообщение связывает Саратов со всеми районными центрами Саратовской области. Осуществляется и междугородняя перевозка. Саратов и некоторые города области связаны регулярными маршрутами с Волгоградом, Воронежем, Пензой, Тамбовом, Ульяновском, Самарой, Тольятти, Уральском, Москвой.

В последние годы наблюдается сокращение пассажироперевозок автотранспортом, однако в 1995 г. количество пассажиров и пассажирооборот увеличились по сравнению с 1994 г. в 1,5 раза (включая автобусные перевозки в городах).

Для развития автомобильного транспорта необходимы автомобильные дороги с твердым покрытием. По нашей области в среднем этот показатель составляет 91,2 км на 1000 км2. Однако наблюдаются его значительные колебания от 32,5 км (Екатериновский район) до 189,2 км (Саратовский район).

Водный транспорт:

Основа речной сети области — река Волга. Важнейший водный путь связывает Саратовскую область с Западным Уралом, с центром, со столицей страны Москвой, через Волго-Донской канал — с Украиной, через Каспийское море — с Северным Кавказом, государствами Закавказья, Казахстана, с Туркменией, Ираном.

364 километра по Волге - такое расстояние охватывает зона деятельности ОАО Саратовского речного транспортного предприятия (так называется теперь речной порт), включающей погрузочно-разгрузочные работы, перевозку пассажиров, добычу нерудных строительных материалов.

В настоящее время на балансе у ОАО Саратовского речного транспортного предприятия находится порядка 100 единиц плавсредств, из них 13 пассажирских (омики, три "Москвы", две "Волги"), остальное - толкачи, баржи. Такого количества судов, по мнению начальник порта, достаточно, чтобы выжить, но слишком мало, чтобы обеспечить возможное увеличение объема перевозок.

Среди объектов речного хозяйства области есть портальные краны, причальные стенки и вокзал в Хвалынске. Работает паромная переправа Хвалынск - Духовницкое, паром называется "Капитан Федосеев", а капитан на нем тот самый Федосеев. Он работает на этой переправе с 1967 года, а в прошлом году по случаю 60-летия капитана и празднования Дня города парому дали его имя. В наиболее сложных условиях находится Балаковский речной порт, поскольку к нему не подведена железная дорога. Однако последние два года этот порт понемногу стал оживать, что связано с некоторой активизацией деятельности строительных организаций. После длительного перерыва вновь заработал химзавод (бывший "Иргиз"), начал поставлять на экспорт минеральные удобрения - понадобился порт. И в этом году началось строительство в Горном объекта по переработке химического оружия, строительные материалы для которого поставляются через Балаковский порт. Работу Вольской пристани обеспечивает в основном завод "Большевик" ("Вольскцемент"). В Вольске работают также пассажирские линии на садовые участки и на пляж.

Впрочем, пассажирские перевозки никогда не приносят прибыли. Работа ведь эта сезонная, расходы мы несем 12 месяцев, а доходы получаем всего 5. Поэтому пассажирские перевозки всегда были дотационными. Дотации, правда, за последние годы "возросли", но зато стали регулярными. К тому же после ликвидации зачетов мы в текущем году наконец-то получаем их деньгами.

К сожалению, из-за колоссальных убытков практически по всей Волге прекратили свое существование скоростные перевозки. Если не работать, то экономятся средства в объеме 250-300 тысяч, а если работать - получаются убытки. На сегодняшний день в небольших объемах скоростные перевозки остались только в Волгоградском порту, но там нашли отдушину - возят иностранцев по Волго-Донскому каналу.

По Волге перевозят основные грузы: строительные материалы, лес, хлеб, бахчевые культуры, нефть, Вольский цемент, соль. Пассажирские суда используются в туристско-экскурсионных целях (Саратов — Астрахань; Саратов — Нижний Новгород; Саратов — Москва). Однако необходимо отметить, что за последние годы грузооборот и пассажирооборот водного транспорта области значительно сократился.

На берегах Волги расположены речные порты и пристани: Саратов, Балаково, Энгельс, Вольск, Маркс, Хвалынск, Золотое, Духовницкое и др.

1.4 Агропромышленный комплекс Саратовской области:

Агропромышленный комплекс (АПК) Саратовской области представляет собой сложную систему взаимосвязанных отраслей сельского хозяйства, промышленности и производственной инфраструктуры, целью которой является производство конечной продукции — продовольственных и непродовольственных товаров из сельскохозяйственного сырья. Агропромышленный комплекс области является составной частью ее хозяйственного комплекса.

В отраслях АПК Саратовской области производится более 1/3 валовой продукции, сосредоточена почти треть основных производственных фондов и около 25% занятых в сфере материального производства. Он дает около 2/3 материальных ресурсов розничного товарооборота.

Агропромышленный комплекс Саратовской области имеет четко выраженную специализацию: зерно-хлебопродуктовый, мясной и молочнопродуктовый подкомплексы. В немалой степени развиты и другие подкомплексы: масложировой, плодоовощной, свеклосахарный, по производству яиц. В области производится на душу населения больше, чем в Поволжье и России, зерна, мяса, молока, овощей, фруктов. За пределы области вывозятся зерно, крупа, макаронные изделия, животное масло, сухие молочные продукты, мясо, колбасные изделия, капуста, лук и другие производственные товары.

В состав АПК Саратовской области входят многочисленные (по некоторым оценкам свыше 10 тыс.) предприятия и организации, а также личные подсобные хозяйства граждан.

К первой сфере АПК относятся так называемые фондообразующие отрасли: предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по производству минеральных удобрений, технологического оборудования для пищевой и комбикормовой промышленности, предприятия микробиологической промышленности, также строительные организации, научно-исследовательские институты.

Саратовская область имеет развитые связи по поставкам продукции фондообразующих отраслей АПК. Большинство видов сельскохозяйственных машин и механизмов она получает из других областей России. Развитие собственной материально-технической базы АПК области в значительной мере определяется интенсивностью ее внешних связей.

Вторая сфера АПК включает организации, осуществляющие производственно-техническое, агрохимическое, ирригационно-мелиоративное и ветеринарно-санитарное обслуживание сельского хозяйства. Но доля второй сферы АПК в производстве валовой продукции составляет только 16%.

В третью сферу АПК Саратовской области входят предприятия пищевой, мясной и молочной, мукомольно-крупяной, макаронной, хлебопекарной, масложировой, плодоовоще-консервной и легкой промышленности. К этой же сфере АПК относятся также организации торговли, заготовок, хранения, транспорт и общественное питание. Третья сфера АПК является завершающей в технологическом процессе агропромышленного комплекса, и от характера ее работы во многом зависит оценка работы всего АПК потребителем (населением). Именно здесь производится конечный продукт, который попадает на наш стол. Ассортимент продовольственных товаров, их качество, степень удовлетворения потребностей населения в них отражают степень развития всего агропромышленного комплекса, работу всех его звеньев и сфер.

А нормальная деятельность АПК во многом зависит от производственно-экономического и природно-климатического потенциалов Саратовской области.

Природно-климатические условия области отличаются большим разнообразием и рядом особенностей. Протекающая по территории река Волга делит область на две почти равные части — Правобережье и Левобережье, резко отличающиеся между собой по природным условиям. Разнообразны и производственно-экономические условия. Под ними понимается совокупность земельных, материальных и трудовых ресурсов.

Традиционно сложилось территориальное деление Саратовской области на три зоны (Правобережная, Левобережная и Пригородная) и семь микрозон, из которых три находятся в Правобережной зоне (Западная, Центральная и Северная), три в Левобережной (Северная, Центральная и Юго-Восточная) и одна микрозона входит в Пригородную зону.

Сельскохозяйственные зоны

Наиболее благоприятные природно-климатические условия районов Правобережья. Содержание гумуса при значительном валовом количестве азота, фосфора, калия здесь почти вдвое выше, чем в районах Левобережья. Годы с повышенным, умеренным и средним увлажнением почв в районах Правобережья составляют от 53 до 74% вместо 32—18% в Левобережье. Продолжительность вегетационного периода в Правобережье не ниже, чем в районах Левобережья.

Большие различия природно-климатических и производственно-экономических условий, значительные особенности сельскохозяйственного производства создают разнообразие видов и форм специализации в зонах и микрозонах области. Характер сельскохозяйственной деятельности определяется множеством различных условий и факторов. Среди них основными ученые считают природные (климат, почвы, рельеф и др.), экономические (обеспеченность трудовыми ресурсами, близость городов и промышленных центров, наличие и состояние транспортных связей и т. д.) и общественную деятельность.

Рассмотрим же подробно специфику сельскохозяйственного производства на примере разработанных саратовскими учеными двух типологий районов Саратовской области. Первая из них, природно-экономическая, являлась традиционной в 70-х годах. Она предполагает территориальное деление области на три зоны — Правобережную, Левобережную и Пригородную. Каждая из этих зон подразделяется на более мелкие дробные единицы, получившие названия микрозон. Таких микрозон выделено семь. В Правобережной зоне — Западная, Центральная и Северная, в Левобережной зоне — Северная, Центральная и Юго-Восточная. Еще одна микрозона входит в состав Пригородной зоны. Каждая из микрозон обладает присущей только ей спецификой природно-климатических и производственно-экономических условий, что определяет индивидуальность облика (т. е. специализацию производства и формы хозяйственной деятельности).

Так, в Правобережной зоне, где природно-климатические условия носят выровненный характер по годам, где количество осадков минимально достаточно, на производственный обмен микрозон в большей степени влияют производственно-экономические факторы. Преимущественно здесь преобладают хозяйства зерново-скотоводческого направления с развитым производством: растениеводство — технические культуры и картофель, животноводство — свиноводство, птицеводство и скотооткорм.

Западная микрозона Правобережной зоны включает шесть административных районов области — Аркадакский, Балашовский, Романовский, Ртищевский, Самойловский и Турковский. На ее долю приходится около 13% территории области, 80% распаханных земель. Сравнительно благоприятные природно-климатические условия, достаточность трудовых ресурсов способствуют здесь развитию различных отраслей сельского хозяйства. Хозяйства микрозоны имеют зерново-скотоводческое направление с развитым свиноводством и производством технических культур (подсолнечник, фабричная сахарная свекла).

Центральная микрозона объединяет пять районов — это Аркадакский, Екатериновский, Калининский, Красноармейский и Лысогорский районы, занимающие почти 15% территории области. Распаханность земель здесь несколько ниже — 75%. Основное производственное направление хозяйств — зерново-скотоводческое. Из технологических культур доминирует подсолнечник. Из дополнительных отраслей — птицеводство. Значительное место занимают кормовые культуры.

Северная микрозона включает семь районов — Балтайский, Базарно-Карабулакский, Вольский, Воскресенский, Новобурасский, Петровский и Хвалынский. На их долю также приходится 15% территории Саратовской области. Распаханность земельных угодий здесь такая же, как и в Центральной микрозоне. Производственное направление хозяйств — зерново-скотоводческое с развитым свиноводством. Из технических культур в основном выращивается подсолнечник. Значительное место в растениеводческой отрасли принадлежит картофелю, посевы которого в отдельные годы занимали 2/3 всей посевной площади Саратовской области.

Левобережная зона Саратовской области (Заволжье) отличается крайней засушливостью, относительно малой заселенностью и недостаточно развитой транспортной связью, особенно железнодорожной, менее плодородными почвами с большим содержанием (в ряде районов — на значительных площадях) солонцовых комплексов. Все это и предопределило производственную специализацию, размещение и концентрацию, а также разделение зоны на три микрозоны, различающиеся между собой по животноводству, но с одинаковой растениеводческой отраслью (производство зерна, в основном пшеницы).

Северная микрозона Левобережной зоны включает пять районов — Балаковский, Духовницкий, Ивантеевский, Марксовский и Пугачевский. На их долю приходится 14% территории области. Распаханность земельных угодий в этой микрозоне достаточно высокая. Она имеет относительно большой удельный вес городского населения. На ее территории находятся такие крупные промышленные центры, как города Балаково и Пугачев. Основное сельскохозяйственное направление — зерново-садоводческое. В товарной продукции растениеводства ведущее место занимает зерно — пшеница, ячмень и в небольших количествах рожь. Наиболее ценной продукцией является пшеница яровых сортов твердых и сильных видов. В то же время возделываются и озимые сорта.

Северная микрозона имеет лучшие, чем другие микрозоны этой зоны, почвы. Здесь преобладают черноземы и темно-каштановые почвы, что дает возможность успешно выращивать подсолнечник и зернобобовые культуры. В животноводстве значительный удельный вес составляет молочно-мясное скотоводство. Центральная микрозона по площади несколько больше, чем Северная —16%. В нее входят шесть районов — Ершовский, Краснокутский, Краснопартизанский, Ровенский, Советский и Федоровский. Здесь преобладают темно-каштановые и каштановые почвы средней мощности. Основное направление хозяйственной деятельности — зерново-скотоводческое. В зерновом производстве преобладают яровая пшеница твердых видов и ячмень. Характерным для растениеводства этой микрозоны является возделывание таких технических культур, как горчица и лен-кудряш. В животноводстве важная отрасль — овцеводство, а в отдельных хозяйствах — птицеводство и свиноводство.

Юго-Восточная микрозона — самая крупная по занимаемой площади. На ее долю приходится почти 32% площади. В ее состав входят шесть районов — это Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский, Питерский. Земельный фонд по сравнению с другими микрозонами отличается низким плодородием со значительными площадями сильно засоленных земель. В результате распаханность их составляет только 65%.

Большие площади естественных пастбищ создают условия для широкого развития овцеводства. В целом хозяйства микрозоны имеют зерново-скотоводческое направление с высокоразвитым овцеводством, а на крайнем юго-востоке (Новоузенский и Александрово-Гайский районы) — зерново-овощеводческое. Практически во всех хозяйствах основными зерновыми культурами являются яровая пшеница и ячмень, а из технических культур — горчица. В этой микрозоне находится большая часть овец области.

Пригородная зона (она же и микрозона) занимает своеобразное место. Она располагается около городов Саратова и Энгельса, как на Правобережье, так и на Левобережье. В ее состав входит всего лишь три района — Саратовский, Татищевский и Энгельсский. На их долю приходится около 8% территории области. Несмотря на это, в ней проживает основная часть всего населения Саратовской области.

Близость хозяйств к крупнейшим промышленным центрам, хорошо развитая автомобильная сеть дорог с твердым покрытием создают благоприятные условия круглогодичной транспортной связи сельскохозяйственных производителей с рынками сбыта, что и предопределило развитие в этих хозяйствах такой необходимой для населения городов Саратова и Энгельса продукции, как овощи, фрукты, ягоды, ранний картофель, яйца, свежее молоко (т. е. позволило сельскохозяйственному производству придать пригородный характер). Основное производственное направление хозяйств Пригородной зоны складывается как овоще-молочное, или молочно-овощное, и птицеводческое.

Рассмотренная выше типология районов Саратовской области дает только общее представление о территориальном разнообразии сельскохозяйственного производства и не показывает значительной дифференциации микрозон и отдельных сельхозпроизводителей по уровню экономического развития. А это, в свою очередь, создает неравные возможности для успешной работы сельскохозяйственных производителей, разные стартовые условия. Причины, порождающие эти различия, многообразны. К ним можно отнести: практику распределения фондов и капитальных вложений, политику в области размещения производительных сил. В аграрном секторе АПК они в значительной степени связаны с естественными природно-климатическими факторами — климатом, бонитетом земель, генетическими особенностями развития растений и животных, которые определяют различия в специализации хозяйств, технологию производства различных продуктов и их рентабельность.

В то же время практика изобилует примерами, когда хозяйство, район и более крупные региональные единицы, располагая высоким производственным потенциалом, вкладывая большое количество сил и средств, добиваются незначительных результатов. И социально-экономическая эффективность оказывается непропорциональной произведенным затратам. Большие издержки обусловливают высокие цены и низкую конкурентоспособность по сравнению с импортным продовольствием.

Аграрные районы

В результате производственно-экономического типологизирования отраслевой структуры АПК было выделено семь групп районов.

Первая группа — аграрные районы — включает восемь районов: Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский (Юго-Восточная микрозона), Самойловский (Западная микрозона), Федоровский (Центральная левобережная микрозона). Здесь отрасли переработки и обслуживания развиты слабо. Валовая продукция обслуживающих отраслей, рассчитанная на 1 га сельхозугодий, и мощности предприятий III сферы АПК соответственно в 2 и 7 раз ниже среднеобластных показателей.

Низкое развитие промышленности объясняется отсутствием городов: на восемь районов данной группы приходится всего лишь один город — Новоузенск. С точки зрения отраслевой структуры эти районы хозяйствуют в относительно худших условиях.

Вторая группа—аграрно-индустриальные районы 1-го типа — объединяет девять районов: Духовницкий, Ивантеевский (Северная левобережная микрозона), Краснопартизанский, Ровенский, Советский (Центральная левобережная микрозона), Новобурасский, Петровский (Северная правобережная микрозона), Лысогорский (Центральная правобережная микрозона). Питерский (Юго-Восточная микрозона). Районы этой группы отличает неразвитость предприятий III сферы АПК и относительная развитость отраслей, обслуживающих сельское хозяйство. Подобно районам первой группы, здесь характерно отсутствие городов. В этой группе на девять районов приходится также один город — Петровск. Географические районы этого типа разбросаны по Саратовской области, хотя четыре из них и образуют две пары соседствующих районов.

Третья группа — аграрно-индустриальные районы 2-го типа — сформирована из семи районов: Балтийский, Воскресенский (оба входят в Северную правобережную микрозону), Романовский, Турковский (Западная), Красноармейский (Центральная правобережная), Марксовский (Северная левобережная), Татищевский (Пригородная микрозона). Третья сфера АПК представлена в них слабо: соответствующие показатели в 3—5 раз ниже среднеобластных. Однако отрасли обслуживания развиты относительно сильно — в 1,3 — 1,7 раза выше среднеобластных показателей. Географические карты районов этого типа расположены рядом, еще три района находятся отдельно. Имея благоприятные условия для сельскохозяйственного производства, эти районы характеризуются наибольшим экспортом непереработанной продукции.

Четвертая группа — индустриальные районы — представлена всего лишь двумя районами: Ершовским (Центральная левобережная микрозона) и Пугачевским (Северная левобережная микрозона). Их отличает неразвитость обслуживающих отраслей и развитость III сферы АПК. Географически районы этой группы примыкают к районам первой и второй групп, для которых они, по всей вероятности, являются “перерабатывающими цехами”. Предприятия заготовки и переработки расположены в городах — административных центрах районов этого типа.

Пятую группу—индустриально-аграрные районы 1-го типа — составляют семь районов: Аркадакский, Ртищевский (Западная правобережная), Аткарский, Калининский (Центральная правобережная), Вольский, Хвалынский (Северная правобережная), Балаковский (Северная левобережная). Они отличаются средним развитием как отраслей обслуживания, так и переработки. На каждый район этой группы в среднем приходилось 7,3 предприятия III сферы АПК.

Четыре района этой группы представляют собой “дугу”, окаймляющую аграрный район, а три района расположены компактно по обоим берегам Волги. Для всех районов этой группы присуща еще одна общая черта: их административные центры — города.

В шестую группу — индустриально-аграрные районы 2-го типа — входят два района: Базарно-Карабулакский (Северная правобережная микрозона) и Краснокутский (Центральная левобережная). Они отличаются средним развитием предприятий III сферы АГОС и повышенным — обслуживающих отраслей. Отраслевую структуру агропромышленного производства районов считают наиболее сбалансированной.

Заключительная, седьмая, группа — пригородные районы — состоит из трех районов: Балашовский (Западная микрозона), Саратовский, Энгельсский (Пригородная микрозона). Их отличает исключительная мощность отраслей III сферы агропромышленного комплекса. У них самый высокий в области уровень обеспеченности предприятиями заготовок и переработки (превышает среднеобластной уровень в 4 раза). Два из трех районов группы (Саратовский и Энгельсский) окружают областной центр, а еще один примыкает к довольно крупному городу — Балашову.

Районы этого типа обеспечивают готовой продукцией население крупнейших городов, причем главная их задача заключается в переработке и доведении готовой продукции до потребителя.

Основные подкомплексы

В целях более детального анализа современного состояния и размещения АПК Саратовской области принято его деление на специализированные вертикальные блоки отраслей, использующих конкретное сельскохозяйственное сырье и производящих определенный конечный продукт.

Комплексообразующим ядром АПК выступает сельское хозяйство, которое базируется на использовании земли — основного средства производства этой отрасли. Это объясняет территориальную привязку остальных отраслей, входящих в АПК, к сельскому хозяйству.

Выделяемые в районах АПК подкомплексы получили в научной литературе названия “продуктовых”. Они как бы образуют “цепочки” последовательных стадий переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственного сырья.

В основу выделения продуктовых подкомплексов положены следующие принципы: производство сравнительно однородной конечной продукции, связанной с использованием определенного вида сельскохозяйственного сырья; объединение отраслей в вертикальные блоки, которые имеют наиболее тесную технологическую и экономическую взаимосвязь.

Продуктовые подкомплексы формируются под влиянием природных и экономических условий, отличаясь между собой отраслевыми особенностями сельскохозяйственного производства. В каждой зоне и микрозоне доминирующее развитие получают те подкомплексы, для котор


algoritm-situacionnogo-analiza.html
algoritm-sortirovki-metodom-nahozhdeniya-lokalnih-ekstremumov.html
    PR.RU™