А. Гуманно-личностный подход к ребенку

Гуманно-личностный подход представляет собой совокупность принципиальных положений, определяющих отношение к личности ребенка. Сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

– новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

– гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

– отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

– новую трактовку принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;

– формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

– личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность;

– личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

– личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

– каждый ребенок талантлив (обладает способностями);

– приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

– педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

– оптимистическую веру в ребенка;

– сотрудничество, мастерство общения;

– отсутствие прямого принуждения;

– приоритет положительного стимулирования;

– терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

– уравнивание ученика и учителя в правах;



– право ребенка на свободный выбор;

– право на ошибку;

– право на собственную точку зрения;

– соблюдение Конвенции о правах ребенка;

– стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения реализуется через:

– требовательность без принуждения, основанную на доверии;

– увлеченность, рожденную интересным преподаванием;

– замену принуждения желанием, которое порождает успех;

– ставку на самостоятельность и самодеятельность детей;

– применение косвенных требований через коллектив.

Новое содержание принципа учета индивидуальных (и возрастных) особенностей ребенка.Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

– отказ от ориентировки на среднего ученика;

– поиск лучших качеств личности;

– применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);



– учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

– прогнозирование развития личности;

– конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности. Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.


a-obshij-perechen-metodov-issledovaniya.html
a-odnoskatnaya-poverhnost-b-g-dvuskatnaya-poverhnost-d-mnogoskatnaya-poverhnost-s-lotkami-e-vipuklaya-poverhnost.html
    PR.RU™